Суббота, 24.06.2017, 17:33
всякая чертовщина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
разминка
из блокнота
статьи
сказки про чертей
стихи про чертей
чертыхалка
анекдоты с чертями
видео
черти на картинках
частушки про чертей
приснились черти(???)
разное
сценарии праздников
Поиск
случайно

В гостях у чёрта


Вл.Высоцкий-Про чёрта


допился до чёртиков


песенка чертей


Сказка про баню, про чертей и солдата Ваню


чёрт и ведьма


черти на трассе


Я видел сквозь рюмку не только чертей

...
чёртики
Вл.Высоцкий-Про чёрта
портной в аду
чёртики в глазах
Из м/ф месть кота Леопольда
гайдар и черти
разговор с чёртом(Глазков)
сказка про чертенят
Чертенята (Мира Алламова)
Чёртова пляска
Наш опрос
сколько раз в сутки Вы произносите слово Чёрт
Всего ответов: 98
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






 
Главная » 2010 » Сентябрь » 2 » образ чёрта
18:48
образ чёрта

Образ Ч. дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках Ч.— антропоморфные существа,  покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.  

 

В   русской  средневековой живописи облик Чёрта отличается от человеческого остроголовостью (или волосами,   стоящими   дыбом — шишом: отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда — крыльями    за    спиной.    У восточных славян Черт — родовое понятие, часто включающее всю нечистую силу   («нежить»,   «нечистики»):   водяных,   леших,  домовых  и  т.   д.  

 

Само происхождение   нечисти   в   народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах (в русских легендах   Ч.— ангелы,   уставшие    славить  бога):  сброшенные с неба,  они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Вместе с тем собственно Ч.  отличаются  от прочей  нечисти  и местами своего обитания (преисподняя, где  они  мучают  грешников,   болото, перекрёстки   и   развилки   дорог),   и свободой    передвижения      (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к оборотничеству   (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца,  кузнеца,  мельника,  могут принимать   облик   знакомого — соседа, мужа и т. п.).

 

С вездесущностью Ч.  связаны  запреты поминать  их  и многочисленные эвфемизмы: лукавый, враг, шут, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка,   куцый,   корнахвостик,   лысой, пралик и др. Ч. в народных верованиях    постоянно    вмешиваются   в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности,  принуждают к  неоправданным поступкам («вводят во грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных,   провоцируют  на   преступление,     самоубийство     (самоубийца — «чёрту баран» или лошадь), пытаются заполучить душу человека,  свои души продают Черту колдуны и ведьмы (чертихи).  

 

Черти   могут   жить  семьями,   по другим поверьям — соблазняют женщин,    отчего   рождаются    уродливые дети, упыри (ср. западноевропейских инкубов). Когда Черт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Ч. могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь,  срывающий крыши,  приносящий болезни, уносящий проклятых детей;   вихри — беснующиеся   Черти,   чёртовы сваты («чёрт с ведьмой венчается»); если бросить в вихрь нож,   он окрасится кровью. Ч. особенно опасны в «нечистых» местах и определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купали). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда Ч. призываются  в  заговорах,  во  время гаданий.

источник- словарь славянской мифологии-http://www.bibliotekar.ru/mif/126.htm

 

Категория: статьи | Просмотров: 1107 | Добавил: Тори | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017