Суббота, 21.10.2017, 17:45
всякая чертовщина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
разминка
из блокнота
статьи
сказки про чертей
стихи про чертей
чертыхалка
анекдоты с чертями
видео
черти на картинках
частушки про чертей
приснились черти(???)
разное
сценарии праздников
Поиск
случайно

В гостях у чёрта


Вл.Высоцкий-Про чёрта


допился до чёртиков


песенка чертей


Сказка про баню, про чертей и солдата Ваню


чёрт и ведьма


черти на трассе


Я видел сквозь рюмку не только чертей

...
чёртики
Вл.Высоцкий-Про чёрта
портной в аду
чёртики в глазах
Из м/ф месть кота Леопольда
гайдар и черти
разговор с чёртом(Глазков)
сказка про чертенят
Чертенята (Мира Алламова)
Чёртова пляска
Наш опрос
сколько раз в сутки Вы произносите слово Чёрт
Всего ответов: 98
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






 
Главная » 2012 » Март » 9 » феномен чертей
18:17
феномен чертей

Поговорим о чертях. Потому что черт –
типичный представитель нечистой силы, и его поведение может кое‑что
прояснить о характере этой силы… И начнем мы опять‑таки издалека.


Черт – излюбленный персонаж русских народных
сказок, легенд, преданий, а также быличек. С. Максимов в книге «Крылатые
слова» указывает:


«Русский человек вообще любит’вспоминать про эту
нежить, нечистого, лукавого и злобного духа, причем богомольные люди
стараются незаметно сделать рукой крестное знамение или творят про себя
глухую молитву. Иные «чертыхаются». Посылают и недруга, и докучливого
человека, и всех «ко всем чертям»… Легенды учат, застращивая, и уверяют,
назидая, что как вымолвишь черта, так он тут и появится».


О том же толкуют и былички.


Сохранилось свидетельство Ржаницына из Вологодской
губернии, записанное им собственноручно в 70‑х годах XIX века. Ржа‑ницын
рассказывает в нем о временном исчезновении своего односельчанина
Павла. Мать Павла, поругавшись с сыном, в сердцах прокляла его и послала
к черту.



«Носил ли Павла черт или леший либо было что другое
с ним, – сообщает Ржаницын, – но этот факт вне всякого сомнения, что
его проклинала мать, что он пропадал в течение трех дней, что его
исповедовать приглашали священника, который вполне верил в то, что его
носил леший или черт».


Обратите внимание, опять возникает прецедент
сообщения о контакте с нечистью, сделанного в ходе исповеди. А на
исповеди, как известно, не лгут…


Сходную историю приводит и фольклорист Балашов. Он записал ее со слов Ириньи Кожиной из деревни Варзуга на берегу Белого моря.


Юный родственник Ириньи, подросток явился однажды
домой средь бела дня пьяным в дым. Мальчонка едва держался на ногах.
Завидев его в таком непотребном виде, Иринья рассвирепела. Она
вспоминает:


– Забранилась я – а, черт тебя возьми. Так его как ветром схватило, он так и побежал.


Стремительный бег подростка по деревенской улице
наблюдала большая группа очевидцев. Стояли в тот момент на улице кучкой
мужики, прохлаждавшиеся в пересудах о том о сем. Иринья выскочила следом
за сбежавшим мальчонкой на порог своего дома и истошно завопила, взывая
о помощи. Мужики правильно поняли ее крики. Они кинулись догонять
подростка.


Однако, вспоминает Кожина, «настичь никак не
могли». Мальчишка несся как ветер!.. Несколькими секундами ранее
валившийся в пьяном угаре с ног, он сейчас уходил мерной рысью, не
оглядываясь, от деревни по лесной дороге прочь.


На счастье, ехали ему навстречу по той дороге на
оленьей упряжке другие мужики. Они увидели убегавшего. Увидели и группу
преследования. Кто‑то из них, соскочив с саней, бросился подростку под
ноги, кто‑то огрел по голове кулаком. Брыкающегося пацана оплели
веревкой и с торжеством доставили в деревню. Думали: поймали вора. Но,
когда рыдающая Иринья рассказала мужикам, как было дело, те только
руками развели да перекрестились.


Сравните рассказ Ириньи Кожиной с сообщением Дарьи
Архиповой из деревни Стеги Псковской области. Сообщение приводится в
книге «Сказки и легенды пушкинских мест» фольклориста В. Чернышева.


По утверждению Дарьи, гдегто в начале 20‑х годов
нашего столетия жительница соседней деревни Поженки шла как‑то раз
вместе со своим шестилетним сыном по лесу.


Мальчик, чем‑то расстроенный, все время плакал на
ходу. Женщине надоели его слезы. Она возьми да и скажи: «Пускай тебя
черти возьмут!» И ребенок тут же исчез, хотя еще некоторое время женщина
ясно слышала его плачущий голос, раздававшийся как бы из ниоткуда, из
пустоты.


Безутешная мать бросилась в деревню, прибежала к священнику:


– Батюшка, помоги моему горю.


Священник, не мешкая, отправился рука об руку с ней
к месту исчезновения мальчика. И там услышал его плач, несущийся
непонятно откуда. Опешивший святой отец принялся читать воскресную
молитву, другие молитвы. Все тщетно. Тогда он сказал женщине: «Теперь
мальчонку не возвратить. Прокляни его совсем, без остатка, чтобы не
слышать и его голоса!» Что женщина тут же с испуга и сделала.


Голос пропал. Больше никаких вестей об этом ребенке в деревне Поженки не поступало.


Чернышев записал в тех же краях еще одну сходную
быличку. Престарелая Акулина Башкова рассказала ему: одна местная
девица, комсомолка, захотела отправиться на танцы. А ее мать, весьма
религиозная, запретила ей делать это, ибо в тот день был какой‑то
религиозный праздник. Комсомолка в ответ сказала матери – мол, плевать я
хотела на твои запреты. И вышла из дома вон, направляясь на молодежное
гулянье.


Башкова рассказывает:


– Мать осерчала и заругалась на нее худо. «Черт
бы, – говорит, – вас подхватил с гулянкой вашей!» В ту же минуту девицу
на воздух подняло, все равно как птица на крыло посадила, и таскало три
часа. Потом притащило на то же самое место и бросило. Она немного пожила
и померла со страстей. Ее всю переломало… Только все рассказывала, как
ее таскало.


Василий Сынчиков, старожил деревни Пянтина на реке
Онеге, тоже рассказывал в начале XX века фольклористу Ончукову, как
одного его земляка «таскало». Люди работали на поле близ деревни Кривой
Пояс, и вдруг «видят – мужик по воздуху летит…» Стали его ловить, ибо он
с каждой минутой спускался все ниже и ниже.


– Запоймали, да не могут в руках‑то удержать.
Все‑таки как – то удержали. Он потом в беспамятстве был с неделю;
думали, помрет. А выздоровел.


В отличие, заметьте, от девицы, которая «померла со страстей», бедная.


И снова упоминается большая группа свидетелей
происшествия: люди, работавшие на поле и принимавшие участие в поимке
«летающего мужика».


А вот вам еще пример. Зиновьев записал рассказ Ирины Рязанцевой из села Крупянка Читинской области:


– В селе Кангиле свадьба была. Вот мать готовит
пищу к свадьбе, а ребятишки под руки лезут: того дай, другого… Она
сгоряча и взревела на дочку: «Да чтоб тебя леший унес в бесповоротную
сторону!» Да, видно, в недобрый час сказала. Девочка выбежала из‑за
стола и побежала, а сама ревет: «Дяденька, подожди! Дяденька, подожди!»
Народ смотрит – что же это девочка бежит? Ну, как вихрем ее несет! Не
могут догнать…


Лишь на конях удалось настичь девчушку – уже в
лесу, далеко от деревни. Обращаю внимание, малолетнюю девчушку. Как и
подросток, посланный к черту Ириньей Кожиной, девочка уходила от
преследовавших ее всадников невероятно быстрым, нечеловеческим аллюром.


Таким образом, прямой контакт с нечистой силой,
инициируемый человеком, возможен, по всей видимости. Для создания
ситуации контакта достаточно в «недобрый час» послать человека к черту

http://www.uzhas.net/?p=174



Категория: статьи | Просмотров: 644 | Добавил: Тори | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017